пятница, 8 ноября 2013 г.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку



24.              Допиши слова так, чтобы они были однокоренными.
с
в
е
т



с
в
е
т




с
в
е
т








и




н
я




н
а
я




н
и
к




н
и
ц
а
25.              Вставь подходящие по смыслу приставки. Какой приём использует автор стиха, описывая кровать улитки?  Какую кровать он имеет в виду?
Вот  ….. тянулась
Лениво улитка,
Вот затворила улитка калитку,
…..прятала ключ
И  …..правилась спать
В самую круглую
В мире кровать.
28. Прочитай стихотворение «Он – Она». Выдели суффиксы, с помощью которых образованы существительные женского рода. Допиши недостающие слова.
Он слон – она слониха,
Он лось – она лосиха,
Он кот – она ……………………………
Он морж – она моржиха,
Он заяц – она зайчиха,
Он  бык – она ………………………………
Он тигр – она тигрица,
Он осёл – она ослица,
Он козёл – она ………………………………..
Он лев – она львица,
Он волк – она волчица,
 Он конь – она ……………………………..
29.              Образуй от выделенных существительных новые слова с помощью суффиксов –тель-, -ник-.
Дома строит - ……………………………
Под водой работает - ……………………………..
Книги пишет - …………………………………….
Учится в школе - ……………………………………
Машину водит - ………………………………
Книги читает - ………………………………..
Детей учит - …………………………………..
Готовит чертежи - ………………………………
30.              Допиши суффиксы так, чтобы слова стали называть профессии.
Танц……., аптек……, пев……., мор……, лес…….., трактор…………, лёт………., библиотек………, учи…………, комбайн…………, груз……….., мал…….., плот………., трен…….., ток………..,
Прочитай стихотворение. Какие слова произносятся одинаково? Как называются такие слова? Являются ли они однокоренными и родственными? Объясните почему?
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла,
Норку в норке не нашла.
Если в норке нет норки,
Может норка возле норки?
Нет нигде.
Пропал и след.
Норка – здесь, а норки нет.
31.                                                                                                                                                                 Составь новые слова, используя предложенные морфемы. Приведи два своих примера образования слов, используя разные морфемы.
Залез, приготовить, ночка, коса.
Расписка, садик, звезда.
Полёт, краски, дочка, лапа.
Занос, морозец, горка, листочки.
Подмёл, ходить.
Зори, голенький, нога.
32.                                                                                                                                                                 Допиши слова так, чтобы они были однокоренными.
н
о
в



н
о
в




н
о
в




33.                                                                                                                                                                 Найди лишние слова в каждой строчке.
Соль, солонка, солнце, солёный, соленья.
Шипеть, шиповник, шипы, подшипник.
Осина, подосиновик, ось, осиновый, оса.
34.                                                                                                                                                                 Напиши по 5 существительных с суффиксом – ость-, обозначающих различные черты характера.
Положительные: …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Отрицательные: …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
35.                                                                                                                                                                 Допиши пары приставок так, чтобы значение слова стало противоположным по смыслу.
…………ходить, …………цвести,    …………лить,   ………..бежать,   ……….бить,       …….гадать,    …………ехать.
36.                                                                                                                                                                 Найди лишние слова.
Отрезать, оттаять, отцовский, открытый.
Обсудить, обдумать, объехать, обучить, обмануть.
Подпилить, подумать, подарить, подремать
37.                                                                                                                                                                 Отгадай  шарады. Шарада – это загадка, заключающаяся в том, что загаданное слово состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть самостоятельной.
Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Весь же – в дневнике я и в журнале.

Мой корень в «просьбе» заключён
(в ней он озвучен и смягчён);
Приставка – в «воплощенье» где-то,
На целое – все ждут ответа.


Комментариев нет:

Отправить комментарий